- Производитель:
- Мэнку Жун Ши
- Дата выпуска:
- 2008 (2022) г
- Стоимость чая:
- 180¥
- Вес:
- 400 гр.
Довольно интересный экземпляр появился в фирменном магазине Мэнку на Тмолл под занавес уходящего, 2022 года. Название чая с одной стороны говорящее – Дикая гармония дыма. С другой довольно непонятное. Не вдаваясь в тонкости перевода, для неискушенного лаовая такое название может означать что угодно – и аромат дикого ладана, и сигаретный дым, и оттенки трубочного табака. Второй особенностью этого чая можно назвать его дату выпуска. Изначально чай был спрессован в 2008 году, но в продажу не поступал. В 2022 году чай был запакован в современную обложку и выставлен на полки магазинов. Пока я пытался выяснить, чем же на самом деле пахнет этот чай, из продажи в официальном магазине он исчез. Но зато появился у пары-тройки «перекупов».
Но даже у этих людей Попытка выяснить, что же имеется ввиду под названием «Дикая сигаретная рифма» не прояснили ситуацию. Поэтому я купил этот чай на свой страх и риск, в надежде на лучшее.
Итак, что у нас есть?
Бренд Мэнку славится своим нестандартным весом блинов. В ассортименте фабрики есть блины, спрессованные как в традиционном весе, 357 грамм, так и по 400 и даже по 500 грамм. По 400 кстати, прессуется шэн Мэну Чунь Цзянь «Весенние ростки». Шэн Мэнку Е Юнь Янь Сян тоже выпущен в весе 400 грамм, что подразумевает ориентацию на массового покупателя, выбирающего недорогой чай.
Обложка простенькая, неброская, и лишь только ветка-птичка отправляет нас к серии продуктов Му Е Чунь «Вино из древесных листьев». Старт этой серии как раз пришелся на вторую половину нулевых. В нижней части нанесен уникальный номер. Фактура бумаги выбрана оригинально. Это – свежая печать, но сама бумага дает ощущение старины. Она слегка грубовата, с впечатанными волокнами. Дата упаковки – 26 апреля 2022 года, на самом деле ни о чем не говорит. Это действительно, всего лишь дата упаковки.
Под первой обложкой скрывается вторая, из белой бумаги, что подразумевает уже попытку перевести чай из сегмента массового в сегмент особого – до премиального тут еще далеко.
Чайный блин. Он действительно старый, и это хорошо видно по цвету чайного листа. Поверхность коричневого оттенка, не сказать, чтобы прям яркая, но уж точно не тусклая, как это бывает у чаев, выдержанных на влажных складах. Аромат? Если вы уже пробовали старый чай, вы определенно узнаете его – это он, аромат старого чая. Но с оговоркой, что это – аромат старого дешевого чая позднего весеннего или раннего летнего сбора.
Чай довольно плотно спрессован. Довольно интересно выглядит нейфей. Я постарался извлечь его с минимальными повреждениями, и это почти удалось. Итак, что же тут интересного?
Первое, что бросается в глаза – это ветка-птичка - символ серии Му Е Чунь Вино из древесных листьев. То же самое продублировано иероглифами му е чунь. А вот чуть ниже – партия: 200703003. Первые цифры позволяют предположить, что 2007 – это год сбора сырья. Оставшиеся – партия и место сбора. Тут уже гадать бессмысленно – все указано в рецепте, хранящемся на фабрике. Однако хочу сразу сказать, что эти цифры ни в коем случае не относятся ко времени сбора – марту. Сырье в чае совсем не мартовское.
Ну а теперь давайте вспомним, чем же был примечателен 2007 год по отношению к чаю пуэр. 2007 год – это год краха пуэра. На волне всеобщего интереса к чаю пуэр, начавшемуся в конце 80-х и лавинообразно выросшему в нулевых, на 2006 год пришелся пик. Пик интереса, пик роста цен, пик продаж и пик производства. В итоге в 2007 году только придорожную траву не прессовали в чайные блины. Сырья было много, за качеством особо никто не следил – важным было количество. Успеть произвести как можно больше, и продать как можно дороже. В итоге в 2007 году пузырь лопнул. Чая много, качество его посредственное, а цена, по сравнению с прежними годами – высокая. И чай стал никому не нужен.
Тут стоит отметить, что спекуляции на чайном рынке – явление относительно новое. Еще каких-то пол века назад, в начале семидесятых о долговременном хранении чая никто не задумывался. В вот уже начиная с конца восьмидесятых это стало популярным, постепенно привлекая все больший интерес и инвестиции. Так вот, к чему это я? К тому, что в процессе хранения хороший чай становится лучше, а плохой… А вот с ним уже сложнее. Поэтому даже сегодня, спустя более, чем 15 лет с момента краха рынка пуэра, продукция 2007 года продается в таких количествах, что ее еще хватит на добрый десяток лет. А может и не на один – это тема отдельного разговора.
Но вернемся к нашему чаю. Му е чунь серии 2007 03 003 – скорее всего неудачный образец чая, выпущенного в 2007 году. И попытка выдать его за спрессованный в 2008 году слегка попахивает обманом. Чай был выпущен, оказался весьма посредственным, если не сказать больше, и дабы не портить репутацию бренда Мэнку, был отправлен в дальний угол, с пометкой «посмотрим, что вызреет». И вот, спустя добрый десяток лет, кто-то, попробовал эту партию, решил, что чай уже достаточно транформировался, и его можно выпускать в продажу. А все его недостатки – запах дыма, свидетельствующий о позднем весеннем или летнем сборе, крупный, развитый чайный лист и невыразительный вкус обратить в достоинства. В результате и получилась «Дикая сигаретная рифма, тонущая во вкусе старости».
Уже после записи видео меня не отпускало чувство Де Жа Вю. Ощущение, что где-то я уже все это видел, не покидало всю ночь. Утром, со свежими силами и ясными мыслями я наконец-то вспомнил, что несколько лет назад переводил описание похожего чая для одного китайского интернет-магазина. К счастью, архивы сохранились. Поискал, и вот оно! Бинго!
Му Е Чуть 200703002 – предыдущий выпуск в этой серии. Выпущен в том самом, 2007 году. Номер отличается на единичку, а нейфей, насколько можно судить по фотографии, схож не только по стилю, но и по оттенкам полирафии. Как говориться, фото-подтверждения прилагаю. А кроме того, еще раньше был выпущен Му Е Чунь 200703001.
Ну а теперь давайте заварим это чудо из прошлого
Когда я заварил этот чай в первый раз, первой мыслью было «И это все Мэнку?». Вкус, аромат и общие впечатления совсем не укладывались в уже сложившиеся впечатления от продукции фабрики. Но пара последующих чаепитий, и изучение предполагаемой истории этого чая поставили все, если не на свои места, то где-то рядом.
Я пробовал заваривать этот чай в гайвани, в чайнике, проливами и настаиванием. Разница есть, но не настолько, чтобы назвать ее существенной. Заваривание в чайнике добавляет табачных оттенков, в гайвани – позволяет уловить более тонкие и легкие оттенки вкуса и аромата. Заваривание настаиванием по принципу «кинул в чайник, залил кипятком, и через 5 минут пьешь» тоже не сильно меняет картину восприятия. Только сухого чая стоит взять в два раза меньше. А если оценивать все подробно, то…
Уже после промывки в воздухе повисает отчетливый дымный аромат. Его можно назвать ароматом старых сигарет, которые выпускались до применения табачного «соуса», используемого для пропитки современной табачной мешки. Ну или как альтернатива – это хороший трубочный табак без ароматизаторов.
Первый пролив – настой красноватого оттенка, что уже говорит действительно о старом чае. Аромат сильный, яркий, табачный, с оттенком костра. Вкус горьковатый, смолистый, дымный. Действительно, дым растворяется в настое, и обволакивает все во рту. Второй пролив дает уже не такую интенсивную сигаретную ноту, а уже слегка приглушенную, но при этом отчетливо ощутимую. Далее в процессе заваривания вкус чая меняется в некоторых пределах. Дымный оттенок постепенно приглушается, а древесный и слегка сладковатый незначительно растут. Сладкая нотка напоминает зачерствевший старый чернослив – чуть терпкая, и сладковато-фруктовая. При остывании настоя до слегка горячего состояния, сладковатый оттенок в чае усиливается. Но в полностью холодном уже превалирует горечь и терпкость. Единственным «фруктовым» оттенком можно назвать привкус старого черствого выдержанного чернослива. Такого, что засох до «каменного» состояния. Вот этот оттенок проявляется во вкусе чая, но очень легкой степенью осязания. Стоит взять сухого чая чуть меньше – и он «забивается» дымным оттенком. А если взять больше положенного – маскируется за горечью и терпкостью.
В целом, чай очень на любителя, и оценят его скорее мужчины. Его можно назвать грубым, мощным, ярким, но… курильщики со стажем будут довольны. Остальным – можно рекомендовать, как образец выдержанного на фабрике чая.
С чем можно сравнить этот чай? Несколько шэнов бренда Чжун Ча, выпущенные в 2007 году очень похожи по вкусу и аромату. Тэ То или Да Сюэ Шань от Ся Гуань – тоже есть немного общего. А вот со многими мелкими брендами тех же лет совпадение во вкусе будет довольно сильным.
В целом – дешевый чай из дешевого сырья, выпущенный на «дочерней» фабрике Мэнку и выдержанный в течение многих лет. Его репутацию спасают только два аспекта – «громкое» имя бренда и «знаменитое» имя серии. В остальном – чай без вау-эффекта. Иметь такой в личной коллекции стоит только если вы – фанат бренда или как образец чая для тренировки ощущения вкуса чая различных лет выдержки.
О цене. Сейчас официальная стоимость этого чая составляет 560 юаней, что совершенно не отражает его истинной ценности. Стартовый «ценник» в 180 юаней был ближе к реальной оценке вкуса этого чая.