Сегодня в почте увидел вопрос от Андрея. Суть вопроса – доводилось ли мне покупать что-то на сайте 1688.com. Отвечаю сразу: Нет, не доводилось, и пока в планах нет. Почему? В этом небольшом обзоре попробую рассказать, чем отличаются сайты группы компаний Alibaba.com.

Как я упоминал ранее, при регистрации на Taobao происходит одновременная регистрация еще на нескольких сайтах, а именно на tmall.com и 1688.com. В чем отличия этих сайтов?

Для начала давайте рассмотрим часть структуры группы компаний Alibaba, занимающихся интернет-коммерцией.  В Википедии эта структура указана следующим образом:

  • Alibaba.com (Alibaba China, Alibaba International) — основной актив компании, торговая площадка для организаций
  • Alibaba Pictures (Alibaba Pictures Group) — китайская кинокомпания[15]
  • AliExpress.com — интернет-магазин, продающий товары в розницу и мелким оптом
  • Taobao.com — онлайн-рынок розничной торговли, интернет-магазин и интернет-аукцион
  • Alipay — платформа для электронных платежей онлайн
  • 1688.com — онлайн площадка для оптовой торговли
  • Tmall.com — онлайн площадка для розничной торговли (В Вики это не указано)

Для наглядности я представлю все в виде таблицы.

Магазин, название Alibaba.com AliExpress.com Taobao.com Tmall.com 1688.com
Тип продаж
Опт
Розница, мелкий опт
Розница, мелкий опт
Розница, мелкий опт
Мелкий опт, розница
Клиентура Международная Международная Китай Китай Китай
Варианты оплаты
Paypall,международные системы
Карты, электронные деньги, много вариантов, международные платежные системы
Alipay, международные платежные системы
Alipay, международные платежные системы
Alipay, Платежные системы Китайских банков
Функции посредника
Не обязательны
Не нужны
Прием товара, Услуги склада, Отправка заказчику
Прием товара, Услуги склада, Отправка заказчику
Переговоры, финансовые операции,
Прием товара,
Услуги склада, отправка заказчику
 


… И на примере чая рассмотрим каждый сайт и возможность покупки любимого продукта.

Алибаба

Что мы видим в первую очередь? Это то, что все цены в долларах, и помимо этого указана минимальная партия.  Естественно, все оговаривается. Связаться с производителем можно незамедлительно, чем и пользуются многие представители из мира нанотехнологий. В одном месте ищут дешёвенький и посредственный планшет, в другом – дешёвую наклейку со своим торговым знаком. А через месяц рапортуют Президенту о желании оснастить все школы в стране такой чудо-техникой. За государственный, разумеется, счет.

В общем, это площадка формата b2b, или проще говоря для оптовиков и бизнесменов. Нас, как обычных потребителей она не интересует.

Aliexpress

Следующая площадка интернет-торговли – это известный по всему миру сайт Aliexpress. Это площадка, на которой любой китаец может зарегистрировать свой магазин и продавать товар по всему миру. Где-то я читал, что даже «не китайцам» удавалось открыть там магазин, и могу привести в качестве примера парочку: вот первый и еще один.

То есть Aliexpress объединяет с одной стороны продавцов, с другой – покупателей. Причем деньги за проданный товар продавцы получают только по прошествии определенного времени, когда покупатель подтвердил получение товара. Естественно, за свои услуги Aliexpress берёт определенный процент. Это выглядит примерно так же, как в офф-лайн супермаркетах оплата «за полку», «за вход товара» и процент с продаж.

До начала 2017 года чай, наряду с другими продуктами питания успешно продавался на Али. Но по различным причинам пищевая категория в настоящее время закрыта, и приобрести чай можно либо обратившись к продавцу в личной переписке, либо «из-под полы» - обычно чай появляется в магазинах, ранее торговавших чаем накануне выходных и праздничных дней.

В общем, на сегодняшний день Aliexpress – это бесперспективное место как для продажи, так и для покупки чая.

Taobao

Таобао – в какой-то степени повторяет Алиэкспресс, но ориентированный на Китай. То есть это площадка, работающая по системе С2С (consumer-to-consumer, потребитель для потребителя).  Проще говоря, Taobao выступает в роли посредника в продажах между частными лицами (продавцом- физическим лицом и покупателем). Есть определенные ограничения по продаже товара на этой площадке, но по большому счету там можно купить всё! Даже то, что находится слегка за пределами закона (разрешено в Китае, но запрещено в других странах). Подобные условия ведения бизнеса, казалось бы, рай для аферистов и мошенников.  Однако на практике такое происходит нечасто. У Taobao в распоряжении специальный отдел, функции сотрудников которого — отслеживание подозрительных сделок и закрытие магазинов нерадивых продавцов.  В результате значительно снижаются риски мошенничества и покупки некачественного товара. Кроме того, для новичков, чтобы начать торговать на Тао, необходимо выполнить ряд условий и внести страховой депозит на определенную сумму. Об этих особенностях торговой площадки поговорим в другой раз.

Большой минус Таобао – это то, что доставка товара осуществляется только по Китаю.  Причем еще и не во все места. У многих продавцов указывается, что доставка в отдаленные районы – Тибет, Внутреннюю Монголию, Тайвань и ряд других мест не осуществляется, или только за дополнительную плату. Нет, конечно, были попытки вывести это на международный уровень, но с мертвой точки дело не сдвинулось. Да и к чему растить конкурента Алиэкспресс?

Tmall

Следующая площадка – Tmall.com. На первый взгляд, ничем особо не отличается от Taobao. Ну разве что цены чуть выше, местами. Однако, если вы внимательно посмотрите на магазины известных производителей (в частности, чая) то все они расположены именно на tmall. Почему? Потому, что tmall – это привилегированная площадка для продаж. Если на Taobao вы с легкостью можете купить подделку (Например, магазин  – не думаю, что столько именитых брендов встретились в одном месте по таким «вкусным» ценам), но на tmall это сделать уже непросто. Там – только проверенные производители и проверенные продавцы. Кстати, «рисовое зернышко» Xiaomi со своей продукцией «живет» именно на tmall.

В остальном – это тот же Taobao, с доставкой только по Китаю, и с такими же ограничениями.

1688

Ну и последний сайт – 1688.com. Свое название он получил за созвучие в произношении этих цифр с произношением слова «Алибаба». Не знаю, кто придумал такой бред, но банальная проверка звучания в гугл переводчике не выявила никакого сходства. Поэтому, «за что купил, за то и продаю».

Если после регистрации на Taobao у вас сразу же есть возможность авторизации с двух площадок – taobao и tmall без ограничений, но после авторизации на 1688 вам потребуется дополнить о себе некоторую информацию. Но не спешите этим заниматься. Для начала попробуйте поискать любой товар и посмотреть его карточку. С большой долей вероятности вы увидите в ней две или три цены, в зависимости от объема покупки. В отзывах, кстати, видно, какой покупатель какую партию товара приобрел. И единичные экземпляры – это большая редкость.

Все бы ничего, но оплатить услуги можно только с помощью Alipay или карты, выпущенной только Китайским банком. Из России оплатить товар невозможно! Поэтому простым посредником, который примет товар и отправит его вам, тут обойтись уже невозможно. В случает покупки на 1688 ваш посредник наряду с обозначенными выше функциями должен будет взять на себя и переговорный процесс (если вы не владеете языком), и часть финансовых операций (пополнение Alipay, открытие счета в местном банке и т.п.).

В общем, если говорить в двух словах, то вот такие отличия существуют у этих дочерних площадок Алибабы. На самом деле, нюансов, конечно же, больше, но тогда этот разговор может затянуться.

Меня, как обычного покупателя, прежде всего интересуют Aliexpress, Taobao и Tmall.